Пастбища в отдаленных горных районах Кыргызстана. ИНТЕРВЬЮ | Министр иностранных дел Кыргызстана: любые возникающие вопросы страны Центральной Азии решают совместно ООН
Среди тем, которые чаще всего встречаются в выступлениях мировых лидеров на Высокой неделе Генеральной Ассамблеи ООН, – изменение климата, конфликты и войны, социально-экономическое развитие, а также необходимость реформирования ООН, в том числе Совета Безопасности. Речь президента Кыргызстана Садыра Жапарова не стала исключением. Подробнее о позиции страны по этим вопросам Людмила Благонравова расспросила министра иностранных дел Кыргызстана Жээнбека Кулубаева, прилетевшего в Нью-Йорк для участия в мероприятиях в рамках Высокой недели.
ЛБ: В своем выступлении на общеполитической дебатах Генеральной Ассамблеи ООН президент Кыргызстана сказал, что сейчас ведущие державы тратят очень большие средства на войну, на вооружение, на развитие новых видов оружия, в то время как в бедных странах часто нет даже самого самых базовых услуг – водоснабжения, санитарии. И президент высказал такую идею, что хорошо было бы направить эти средства не на войну, а на развитие. Как можно этого добиться? И как сделать так, чтобы механизмы по финансированию развития были эффективными и действительно работали?
ЖК: Президент Жапаров озвучил свое мнение, поскольку сейчас очень много конфликтов в мире, и для этих конфликтов всегда находятся финансовые средства, вооружение, снабжение, и эти все деньги тратятся на дальнейшее продолжение этих конфликтов. Но есть более важные вещи, такие как сокращение бедности, улучшение жизни населения. В дальних регионах, в горных селениях не хватает воды, не хватает элементарных условий. Тем временем, поднимается уровень моря и происходит затопление территорий.
Поэтому президент размышлял в том плане, что почему на конфликты, которые ведут к человеческим жертвам, находятся деньги. А вот для улучшения жизни человека очень сложно найти деньги.
Но у нас есть прецедент. В прошлом году президент выступил с инициативой: страны, у которых есть большой внешний долг, могут использовать его для внутреннего пользования – в целях развития. То есть страны-доноры могли бы его списать на какие-то проекты, которые будут использоваться внутри страны.
Например, два года назад правительство Германии списало Кыргызстану 15 миллионов долларов, которые мы сейчас используем для решения жилищных проблем в Кыргызстане.
Сейчас мы выдвинули идею, что страны ЕС смогли бы списать наш долг, например, для строительства гидроэлектростанций, для добычи энергии из возобновляемых источников, для сохранения климата. Потому что зеленая энергетика, зеленая экономика и сохранение климата становится одним из важнейших трендов в настоящее время. Поэтому мы выдвинули эту инициативу, и мы ведем сейчас с разными правительствами переговоры о возможности списания нашего внешнего долга с целью использования его для внутреннего развития и для улучшения жизни нашего населения и сохранения климата.
Думаю, многие сейчас задумываются об этом, и некоторые находят резонным такой вопрос. Многие страны должны подумать, посмотреть и приоткрыть возможности вести переговоры для тех стран, у которых есть проблемы с внешним долгом или где очень высокий уровень бедности.
ЛБ: Вы упомянули изменение климата, его последствия и связанные с этим проблемы. Это один из самых актуальных вопросов сейчас для стран Центральной Азии. Как регион решает эти проблемы и как, в частности, Кыргызстан их решает?
ЖК: Кыргызстан является горной страной, 96 процентов нашей территории – это горы. И в этой связи основная часть населения занимается сельским хозяйством, скотоводством и проживает в горных регионах. В горах снег, ледники. И, конечно, изменение климата отражается на жизни нашего населения. Ледники сейчас очень быстрыми темпами тают. Очень много наводнений, селей. Очень много оползней. Они нарушают обычный образ жизни, и где-то даже не хватает пастбищ для скотоводства. Поэтому, конечно, мы когда говорим «климат», это не просто тренд для разговора. Мы говорим о собственном опыте.
Конечно, поскольку Кыргызстан – горная страна с большим количеством ледников, это очень большие водные ресурсы для региона. Со странами Центральной Азии у нас есть хороший механизм консультаций, и наши лидеры встречаются, обсуждают все вопросы региона, в том числе водно-энергетические.
Мы ежегодно договариваемся, кому сколько потребуется воды и какие есть возможности. Если у нас есть излишки, мы всегда отдаем их своим соседям. С другой стороны, соседи тоже нам помогает. И если у нас не хватает энергии, они нам подают энергию летнее время, в зимнее время, а мы возвращаем водными ресурсам. Механизм сохранения воды, использования водных ресурсов в Центральной Азии отработан очень хорошо.
Но при этом у нас есть и проблемы. Это вопрос Арала. У нас есть специальный комитет по сохранению ареала, и в его рамках мы обсуждаем вопросы, касающиеся сохранения и восстановления Арала. Но сейчас в связи изменением климата, конечно, это очень сложно, но, тем не менее, мы эту работу проводим. Важно, что есть понимание наших лидеров, что в Центральной Азии мы должны совместно работать, совместно обсуждать вопросы. И любые возникающие вопросы мы решаем совместно в интересах развития наших народов и стран.
ЛБ: Кыргызстан выдвигает свою кандидатуру в Совет Безопасности ООН на 2027-2028-й годы. В своем выступлении на Генеральной Ассамблее президент сказал, что в случае избрания Кыргызстан будет выступать за повышение эффективности работы Совета и, в частности, за расширение его состава. Сейчас многие об этом говорят, очень многие выступающие это упоминали. Какие страны, на ваш взгляд, должны войти в число постоянных членов Совбеза?
ЖК: Вопрос реформы ООН стоит уже давно. Каждый год мы это обсуждаем. И, конечно, каждый раз есть разные предложения разных стран. Когда мы выдвигали свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности на 2027-2028-й годы, конечно, у нас есть дорожная карта – чем мы должны заниматься, чтобы набрать голоса и выиграть.
Для нас важны такие вопросы, как региональная безопасность в Центральной Азии. Важно, чтобы Афганистан был стабильной страной. И, конечно, вопрос климата, как я уже говорил, остается главным вопросом нашего региона. Поэтому мы говорим на глобальном уровне, что мы готовы и политическими вопросами заниматься, и климатическими проблемами, проблемами малых островных государств, мы их проблемы готовы озвучить в Совете Безопасности.
Что касается расширения Совета Безопасности, это вопрос очень трудный. Мне кажется, он будет еще долго обсуждаться. Но, по крайней мере, мы понимаем, что есть крупные страны, которые заявляют о возможности участия в Совете. Это Япония, Германия, Индия. Они выражают свою заинтересованность, есть и другие страны. Это три крупные страны, которые могли бы быть в будущем в составе Совета Безопасности, но это покажет время. Сейчас выражается очень много разных мнений по реформированию Совета Безопасности. Получится ли это или не получится, это другой вопрос. Но самое главное есть тема, люди обсуждают и выдвигают разные концепции.