Спецдокладчик по правам человека в России Мариана Кацарова. Кацарова о ситуации в России: мобилизация представителей этнических меньшинств, рост насилия в отношении женщин Права человека
Ситуация в Российской Федерации значительно ухудшилась с прошлого года, сегодня в стране царит «спонсируемая государством система страха и наказаний», заявила в понедельник на пресс-конференции в Женеве Специальный докладчик по правам человека в России Мариана Кацарова. Во вторник она официально представит свой доклад Совету по правам человека. Выступая перед журналистами, Кацарова в частности коснулась таких тем, как мобилизация представителей коренных народов, ситуация в Курской области и рост насилия против женщин в РФ.
Содержание
Коренным жителям России грозит «вымирание» из-за мобилизации
Коренным народам России грозит «вымирание», поскольку они подверглись «массовой» мобилизации для участия в войне против Украины, заявила Кацарова. По ее словам, мобилизация представителей общин меньшинств была в основном принудительной.
«Мобилизация коренного населения, особенно из малочисленных народов, носит массовый характер, а смертность огромна, что грозит им вымиранием», – сказала Спецдокладчик, ссылаясь на данные организаций гражданского общества.
Кацарова заявила, что после полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года она не видела «почти никаких славянских лиц» на изображениях, транслируемых с линии фронта, а скорее лица представителей коренных народов России.
«Это были буряты, это были калмыки, это были чеченцы – это были национальные меньшинства России», – заявила она.
«В Москве и Санкт-Петербурге мобилизация не была такой брутальной», – добавила Кацарова, пояснив, что жители этих больших городов «знают свои права» в отличие от жителей отдаленных регионов, которые «не чувствуют, что у них есть выбор».
Независимый эксперт по правам человека заявила о задокументированных случаях, когда военные ходили «от двери к двери» в деревнях в поисках новобранцев из числа коренных народов. Она также сказала, что людей «заманивали» обещаниями достойных зарплат, поскольку «во многих регионах России люди довольно бедные».
Вербовка заключенных и рост насилия в отношении женщин
Для участия в военных действиях вербуются, часто под принуждением, представители «уязвимых групп», продолжила Кацарова. Кроме представителей коренных народов, по ее словам, это мигранты и заключенные.
Она отметила, что около 170 000 преступников, осужденных за жестокие деяния, отправили воевать на украинские территории в обмен на помилование или сокращение сроков. Многие из тех, кто возвращается, подчеркнула Кацарова, совершают преступления против женщин и детей, в том числе изнасилования и убийства.
«Из-за этого уровень насилия в отношении женщин, который и так уже был высоким, увеличился. Ежегодно в результате домашнего насилия и других форм насилия… умирают тысячи женщин. Однако в России нет закона, который бы криминализировал домашнее насилие или гендерное насилие», – отметила она.
«Шокирующие» сроки за инакомыслие и антивоенную деятельность
По словам Кацаровой, за выступления против войны россияне получают «шокирующе большие сроки» тюремного заключения: «семь лет за чтение стихотворения, произнесение молитвы или постановку пьесы, которая воспринимается как антивоенная», «семь лет за публикацию в социальных сетях».
Мирных демонстрантов, по данным Спецдокладчика, арестовывают, многих избивает полиция. В местах содержания под стражей они подвергаются пыткам и жестокому обращению.
«Антивоенных активистов наказывают принудительным психиатрическим лечением. Это очень напоминает практику в отношении советских диссидентов и правозащитников в советское время», – отметила Кацарова.
Некоторые журналисты, рассказала независимый эксперт, получили сроки до 22 лет «по сфабрикованным обвинениям и в качестве предупреждения другим», чтобы они придерживались «государственной версии реальности». Более 500 человек были привлечены к ответственности за распространение «фейковых новостей». Многие журналисты были вынуждены бежать из страны, а большинство независимых СМИ закрылись или переехали за границу. В тюрьмах России находится более 1300 политических заключенных, сообщила Кацарова.
Нарушения против украинцев
Что касается войны на территории Украины, по словам эксперта, российские власти нарушили широкий спектр международных норм в области прав человека и гуманитарного права.
Украинские военнослужащие, попавшие в плен к российским вооруженным силам, не имеют статуса военнопленных, таким образом, они де-факто не защищены Женевскими конвенциями, отметила Спецдокладчица.
Кроме того, более 1600 украинских гражданских лиц, задержанных российскими вооруженными силами, в настоящее время содержатся под стражей.
«В сообщениях тех, кто был освобожден в ходе обмена заключенными, описываются ужасные условия в российских тюрьмах, где широко распространены пытки, изнасилования и сексуализированное насилие», – сказала Кацарова.
Она также напомнила о депортации 19 000 украинских детей на территорию России. По полученным ею данным, только 388 детей были возвращены.
Мирные жители Курской области «в ловушке»
В результате вторжения украинских войск в Курскую область в августе «отчаявшиеся мирные жители» оказались «в ловушке» между двумя воюющими сторонами, сказала Кацарова.
«От этих мирных жителей поступали различные обращения. Мы не знаем их точного числа, по некоторым оценками в частности по информации поступившей из Суджанского района, 369 мирных жителей оказались в ловушке. По другим оценкам, речь идет о 698 мирных жителях, говорят даже о до 1000 мирных жителей», – сообщила Спецдокладчик.
«Они обращаются к собственному правительству. Они обращаются к Красному Кресту (МККК), к нам как к Организации Объединенных Наций, к моему мандату, к Верховному комиссару по правам человека, к Генеральному секретарю ООН. И они просят о гуманитарном коридоре. Мы следим за ситуацией с этими мирными жителями», – добавила она.
Кацарова выразила надежду на то, что МККК и ООН получат доступ к этим мирным жителям и им будет предоставлена возможность эвакуироваться.
*Специальные докладчики являются частью так называемых Специальных процедур Совета по правам человека. Они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. Они независимы от какого-либо правительства или организации и выступают в своем личном качестве.