Комплексное сексуальное воспитание ведет к снижению показателей подростковой беременности и насилия. 10 мифов о половом воспитании: нужно ли детям знать о сексе Здравоохранение
Комплексное сексуальное воспитание ведет к снижению показателей подростковой беременности, насилия и распространения болезней, передающихся половым путем. Цель такого воспитания – познакомить детей с эмоциональным, физическим и социальным аспектами сексуальности и помочь им подготовиться к будущему. Оно учит молодых людей тому, как строить здоровые отношения, распознавать насилие, противостоять давлению сверстников и понимать концепцию согласия.
Половое воспитание было неотъемлемой частью подросткового образования на протяжении десятилетий. При правильной реализации его с тинейджерами работают специально обученные, опытные преподаватели. Сексуальное образование адаптировано к возрасту и культуре детей. Оно предоставляет молодым людям точную, непредвзятую информацию, гарантируя, что им не придется обращаться к порнографии, слухам или ненадежным онлайн-источникам, чтобы узнать о сексуальности.
ЮНФПА, агентство ООН по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, работает с правительствами по всему миру, чтобы обеспечить всестороннее половое воспитание как в школах, так и за их пределами – посредством обучения на уровне сообществ.
Конечно, в некоторых странах идея сексуального образования сталкивается с противодействием. В последние годы его все чаще политизируют в национальном, региональном и глобальном контекстах. Хотя во многих частях мира существует консенсус относительно того, что с помощью полового воспитания можно решить ряд серьезнейших проблем, включая подростковую беременность и гендерное насилие, предпринимается все больше усилий, чтобы посеять сомнения среди родителей и опекунов. Риторика противников сексуального образования остается последовательной, хотя их аргументы не имеют ничего общего с реальностью. Вот 10 распространенных мифов о сексуальном воспитании, развеянных специалистами ЮНФПА.
Содержание
- 1 1. Миф: Из-за полового воспитания дети больше предрасположены к тому, чтобы стать жертвами сексуального насилия.
- 2 2. Миф: Воздержание более эффективно, чем комплексное половое воспитание.
- 3 3. Миф: Половое воспитание поощряет детей к раннему сексу или к тому, чтобы заводить большее число сексуальных партнеров.
- 4 4. Миф: Половое воспитание противоречит культуре и религии.
- 5 5. Миф: Сексуальное образование пропагандирует образ жизни ЛГБТКИА+ среди учащихся.
- 6 6. Миф: Половое воспитание сексуализирует детей и лишает их «невинности».
- 7 7. Миф: Сексуальное образование слишком рано знакомит молодых людей с неподобающим сексуальным материалом.
- 8 8. Миф: Сексуальное образование поощряет мастурбацию.
- 9 9. Миф: Всестороннее сексуальное образование легализует педофилию.
- 10 10. Миф: Сексуальность не имеет отношения к детям.
1. Миф: Из-за полового воспитания дети больше предрасположены к тому, чтобы стать жертвами сексуального насилия.
Правда: Половое воспитание защищает детей от насилия. Оно рассказывает им об угрозах, таких как сексуальное хищничество, «груминг» (установление взрослым близких, доверительных отношений с ребенком с целью завоевания доверия и последующего совращения – прим.ред.) и сексуальное насилие, и о том, как в таких случаях обращаться за помощью.
«Каждый человек должен знать, что его тело принадлежит ему и только ему, и что никто другой не имеет права вмешиваться», – сказала Рабаа Гесми, преподаватель по всестороннему половому воспитанию, прошедшая обучение на курсах ЮНФПА в Сусе, Тунис.
Зандил Симелане, активистка по защите прав молодежи в Дурбане, Южная Африка, рассказала ЮНФПА, что ей самой могло бы быть полезно сексуальное образование. Она была подростком, когда ее жизнь перевернулась. «В возрасте 17 лет мне поставили диагноз ВИЧ», – поделилась она.
Эта новость шокировала девушку. В школе, где училась Зандил, не было уроков полового воспитания, и она мало что знала о методах контрацепции и о том, как защитить себя от посягательств со стороны хищнически настроенных взрослых.
«Я точно знаю, откуда у меня это – от “благословляющего”», – говорит Зандил.
«Благословляющий» – это термин, который использовался в ее стране для описания пожилого мужчины, который «благословляет» девочек и молодых женщин из бедных семей мобильными телефонами, деньгами и другими подарками, часто в обмен на секс. После того, что с ней произошло, Зандил стала активно участвовать в молодежных организациях, включая поддерживаемую ЮНФПА Африканскую сеть молодежи и подростков. Она рассказывает свою историю, чтобы помочь другим избежать подобного опыта.
Рабаа Гесми, преподаватель по половому воспитанию, Тунис.
2. Миф: Воздержание более эффективно, чем комплексное половое воспитание.
Правда: Отрицательные последствия – или в лучшем случае отсутствие каких бы то ни было последствий – обучения подростков исключительно воздержанию хорошо задокументированы. Оно не снижает показатели подростковой беременности или ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем. Люди, которым прививают принцип воздержания, реже используют контрацептивы, подвержены более высокому риску заражения вирусом папилломы человека, среди них также выше показатели внебрачной беременности.
Девушку Тири из Янгоны, Мьянма, учили воздержанию. Она забеременела в 15 лет. «Мы с моим парнем были влюблены друг в друга», – рассказала она. Отношения были очень близкие и теплые. Но беременность изменила все. «Я была опустошена. Мне всегда нравилось ходить в школу, но, когда я забеременела, мне пришлось бросить учебу», – говорит Тири. Молодые люди быстро оформили брак, Тири переехала к родителям мужа и родила девочку. Ее муж закончил школу и уехал из дома, чтобы продолжить образование. Тири редко слышала о нем, и брак распался.
Тири повезло: ее мать была на ее стороне, несмотря на стереотипы и стигматизацию в обществе. Тири вместе с маленькой дочкой вернулись домой к родителям, сейчас она планирует продолжить образование. Тири подчеркивает, что половое воспитание могло бы помочь ей избежать беременности. «Я никогда не училась этим вещам в школе или где-либо еще», – говорит она. «До того, как я забеременела, я не понимала возможных последствий нашей любви», – добавляет Тири.
3. Миф: Половое воспитание поощряет детей к раннему сексу или к тому, чтобы заводить большее число сексуальных партнеров.
Правда: Исследования показывают, что молодые люди, прошедшие половое воспитание, позже начинают заниматься сексом, используют контрацептивы и у них меньше сексуальных партнеров. Жительница Вьетнама Линь Хоанг нашла инновационный способ распространения соответствующей информации. Основатель и генеральный директор платформы всестороннего полового воспитания TeenUp, она помогает проводить уроки, соответствующие возрасту и культуре обучаемых, с помощью мобильного приложения, которое охватывает такие темы, как контрацепция и личная гигиена. По ее словам, благодаря партнерству с местными школами и педагогами в ее проекте уже приняли участие более 50 000 детей и родителей, что позволило изменить их восприятие проблемы и побудило их к здоровым обсуждениям.
4. Миф: Половое воспитание противоречит культуре и религии.
Правда: Программа всестороннего полового воспитания подбирается для страны или региона с учетом местных условий и традиций и преподается при поддержке культурных лидеров в каждом сообществе. Например, в Бутане ЮНФПА работает с монахами.
«Произошло изменение в мышлении монахов, которые теперь свободно обсуждают вопросы сексуального и гендерного насилия, которые в прошлом воспринимались как что-то частное», – рассказал ЮНФПА один из первых монахов, поддержавших эту инициативу, Лопен Шераб Дорджи из Центрального монашеского корпуса.
Монахини в Бутане также прошли обучение и теперь играют важную роль в своих сообществах, передавая сельским женщинам знания по таким вопросам, как менструальная гигиена, контрацептивы и планирование семьи.
В Индии соглашение между ЮНФПА и должностными лицами в сфере образования в штате Бихар привело к тому, что традиционные исламские институты запустили инициативу по предоставлению подросткам соответствующую возрасту информацию для поощрения здоровых взглядов на отношения и навыков реагирования на трудные жизненные ситуации. Университет Джамия Миллия Исламия в Нью-Дели и Национальный университет урду Мауланы Азад в Хайдарабаде помогли развернуть программу, чтобы обучение могли пройти десятки тысяч молодых людей.
Сестры Дивия и Сания получили информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье в рамках проекта ЮНФПА в Индии.
5. Миф: Сексуальное образование пропагандирует образ жизни ЛГБТКИА+ среди учащихся.
Правда: Половое воспитание не поощряет и не пропагандирует какой-либо конкретный «образ жизни», его главная цель – обеспечить здоровье, благополучие и безопасность подростков. Тем не менее, сексуальное образование также признает необходимость защиты прав людей вне зависимости от пола и сексуальной ориентации.
Кьял Син Хтет, преподаватель ЛГБТКИА+ в штате Мон, Мьянма, в детстве и подростковом возрасте постоянно сталкивалась с дискриминацией и изоляцией. «Я осознала свою гендерную идентичность, когда мне было всего 10 лет», – рассказала она ЮНФПА.
«Когда я исследовала свою идентичность и стала пользоваться макияжем своей матери, реакция последовала немедленно, как дома, так и в школе», – говорит Кьял Син Хтет. Ее опыт, полный издевательств и травли, сформировал ее решимость. Кьял Син Хтет сотрудничает с местной организацией, которая является партнером ЮНФПА, работает с сообществами, распространяет информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье и оказывает поддержку населению по вопросам, связанным с гендерным равенством и правами человека. Она делает все возможное, чтобы развеять мифы и создать пространство для диалога в обществе.
6. Миф: Половое воспитание сексуализирует детей и лишает их «невинности».
Правда: Дети в какой-то момент столкнутся с проблемами, связанными с сексуальностью, нравится нам это или нет, поэтому крайне важно, чтобы они были информированы и готовы к их решению. Всестороннее половое воспитание дает им соответствующие возрасту знания и навыки, которые помогают им избегать беременности, понимать концепцию согласия, делать ответственный выбор и распознавать хищничество и насилие. Такое воспитание часто важно для представителей маргинализированных сообществ.
В Республике Молдова цыганская молодежь, бежавшая от войны на Украине, проходит курс полового воспитания в специальных «безопасных пространствах», создаваемых ЮНФПА, и получает соответствующие услуги.
Это первая подобная инициатива для сообщества. «Услуги такого рода не практиковались среди этой группы цыганского населения на Украине», – рассказал ЮНФПА координатор программы Сахин Рэдица, отметив, что половое воспитание долгое время считалось табу. Сахин – представитель цыганской общины, и, по его словам, инициатива обеспечивает баланс между потребностью в информации о сексуальном и репродуктивном здоровье и необходимостью уважать традиции и ценности цыган.
«Сначала не только родители, но и молодые люди скептически относились к проводимым нами мероприятиям. Но как только они увидели эффект этих мероприятий, мы добились стабильной посещаемости со стороны молодых людей и полного доверия их родителей», – говорит Сахин.
7. Миф: Сексуальное образование слишком рано знакомит молодых людей с неподобающим сексуальным материалом.
Правда: Половое воспитание соответствует возрасту и уровню развития. При отсутствии такого воспитания дети и молодые люди склонны прислушиваться к недостоверной информации, которую распространяют их сверстники, пользователи интернета и социальных сетей. В Анголе инициатива, поддерживаемая ЮНФПА, просвещает молодежь и готовит их к тому, чтобы они становились проводниками достоверных данных о сексуальности и репродуктивном здоровье среди своих сверстников. «Это меняет жизни и расширяет возможности молодых людей», – сказала ЮНФПА Сильвия Франциско, активистка из города Луанда, отметив, что эта инициатива помогает преодолеть глубоко укоренившиеся проблемы в стране.
«Это была постоянная борьба за распространение информации о сексуальности, потому что все еще есть родители, которые думают, что разговоры об этом с подростками и молодыми людьми приведут их к сексу», – сказала Франциско. «Но в рамках программы мы всегда говорим о безопасности и необходимости отсрочки подростковых отношений», – добавляет она.
В Сенегале 19-летняя Хади записалась на свой первый гинекологический осмотр после посещения комплексного курса о сексуальности. «Я много узнала о своем здоровье», – сказала она ЮНФПА, отметив, что в ее стране молодым людям сложно найти информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье.
8. Миф: Сексуальное образование поощряет мастурбацию.
Правда: Всестороннее сексуальное образование не поощряет мастурбацию. Дети начинают исследовать свое тело в относительно раннем возрасте. Педагоги дают им понять, что это нормальная практика. Они специально обучаются тому, как отвечать на деликатные вопросы, поднимаемые молодыми людьми. В ходе курса сексуального образования учителя предоставляют фактическую, а не дидактичекую информацию.
9. Миф: Всестороннее сексуальное образование легализует педофилию.
Правда: Сексуальное образование защищает детей и не призывает к декриминализации поведения взрослых, занимающихся сексом с детьми, или отмене возраста согласия. Сексуальное насилие над детьми является преступлением, и половое воспитание помогает бороться с ним.
Тигист из Эфиопии была изнасилована в подростковом возрасте – в доме, где она работала горничной. Ее уволили, когда она родила ребенка. Чтобы выжить и обеспечить младенца, девушка занялась проституцией. На помощь Тигист пришла местная НПО, сотрудничающая с ЮНФПА. В итоге девушка стала активисткой и наставницей и помогает просвещать молодежь.
Занятие по половому воспитанию в Замбии.
10. Миф: Сексуальность не имеет отношения к детям.
Правда: Сексуальность так или иначе присуща человеку на протяжении всей жизни. Сексуальное образование – это процесс, который длится всю жизнь и актуален для всех возрастов. Половое воспитание помогает детям узнать о своем теле, эмоциях, семейной жизни, отношениях, основных принципах согласия и о том, что делать, если они подвергнутся насилию или жестокому обращению.
«Я видела, как девочки беременели, становились жертвами насилия, заражались ВИЧ, и я не хочу стать одной из этих девочек», – сказала ЮНФПА 13-летняя Лидия, ученица школы в Лусаке, Замбия. Она и ее одноклассники проходят курс полового воспитания ЮНФПА. Подростки в Замбии, особенно девочки, сталкиваются с препятствиями в области сексуального и репродуктивного здоровья из-за стигматизации в обществе и дискриминации со стороны поставщиков медицинских услуг, из-за чего многие не получают необходимую помощь и информацию. «Я рада, что в школе нас научили тому, как мы, девочки, можем защитить себя», – сказала Лидия.